Детско-юношеский симфонический оркестр Удмуртии первого созыва успешно завершил сезон
В событийной ленте 67-го фестиваля искусств «На Родине П.И. Чайковского» одним из самых важных сюжетов – не столько в музыкальных акцентах, а сколько с точки зрения высокой социальной значимости – стала официальная презентация Детско-юношеского симфонического оркестра Удмуртии (ДЮСО). В фестивальном меню юные музыканты под художественным руководством Льва Накарякова сыграли полноценную концертную программу вместе со своими старшими коллегами из Государственного симфонического оркестра республики, и это выступление подытожило первый сезон в истории творческого коллектива.
От сплошного молчания к активным диалогам
Сразу заметим, что под начало маэстро Накарякова общность юных музыкантов республиканского ДЮСО первого созыва пришла только в декабре, а до этого в течение трех месяцев с самых первых шагов и азов ансамблевой игры оркестр работал по инструментальным группам со своими кураторами.
К примеру, дети, успешно выдержавшие отбор в новый оркестр и выбравшие своими инструментами деревянные духовые, обучались у Дмитрия Демина – артиста симфонического оркестра Театра оперы и балета Удмуртии и преподавателя региональной Детской школы искусств.
– Когда родители приводят детей на обучение в музыкальную школу, то зачастую не понимают, что может ожидать их ребенка в будущем. Имею в виду то, что взрослые не предполагают, станет ли музыка профессией для их детей, останется хобби или пустой тратой времени, – в своем коротком комментарии по стартовому сезону, Дмитрий Анатольевич обращал внимание на исключительно актуальную проблему. – Папы, мамы, дедушки или бабушки попросту выбирают инструмент и отправляют учиться: «Играй!» И ребенок играет, не осознавая, что ждет его впереди. Так вот создание в нашей республике детско-юношеского оркестра наглядно демонстрирует юным музыкантам возможную траекторию их дальнейшего профессионального пути. В ДЮСО дети как будто примеряют себя к музыкантской роли. Прислушиваются к себе – нравится им эта стезя или нет… Поэтому одной из многочисленных задач и значений нового коллектива и состоит в том, чтобы юные музыканты смогли почувствовать вкус будущей профессии и увидели то, к чему можно в ней стремиться. И если им это понравится, то станет дополнительным стимулом для продолжения осознанных занятий музыкой. Интересно и то, что каждый юный музыкант приходил в оркестр с определенным уровнем исполнительского мастерства, и когда дети видели рядом с собой ровесников, которые играли сильней, которые лучше владели инструментом, то автоматически стремились выходить на новые для себя высоты. Причем это движение по восходящей линии происходило в общении друг с другом, в обмене мнениями и впечатлениями со своими педагогами. Можно сказать, что все мы учились. И это тоже положительно влияло на качественные изменения в подготовке, и позитивно отражалось на умении играть в ансамбле – слушать и слышать не только себя, но и оркестр, что является одним из важнейших качеств для музыкантов.
Переключаясь в лаконичном, но емком резюме на другие немаловажные аспекты – теперь психологического плана, педагог и артист поделился еще одним ценным наблюдением.
– Когда минувшей осенью дети только-только собирались вместе, то все они сидели в аудитории молча, – произнес с улыбкой Дмитрий Демин. – Каждый боялся проявить себя и стеснялся высказываться. Диалог между нами выстраивался с большим трудом. Но в дальнейшем по мере репетиций и в умении моих коллег находить подходы к своим подопечным, дети начали раскрываться. Не только перед своими преподавателями, но раскрепощаться внутренне до такой степени свободы, что начали активное общение уже между собой. Можно сказать, осенью они пришли в оркестр поодиночке, а после первого сезона ДЮСО Удмуртии превратился в единый дружный крепкий коллектив. И, как мне представляется, именно музыка и совместная репетиционная и концертная работа помогла им объединиться. Найти единство интересов…
«Я мечтаю играть в оркестре Юрия Башмета!»
Переговорив с педагогом, обозреватель Удмуртской филармонии по правилам репортажного жанра узнал мнение и у представителя второй стороны в творческом оркестровом процессе.
– Прошлым летом я решил поучаствовать в отборе в наш Детско-юношеский симфонический оркестр, потому что захотел научиться чувствовать настоящую сплоченность большого коллектива. Захотел узнать то, как надо играть в оркестре, в ансамбле. Четко понять для чего мне все это нужно, – симпатично, здраво, почти по-взрослому рассуждал тромбонист ДЮСО республики, победитель VIII регионального марафона искусств «НА РОДИНЕ ЧАЙКОВСКОГО» и стипендиат фонда «Новые имена» Артемий Полищук.
– Ну и как, успел понять? – закономерно полюбопытствовал у собеседника интервьюер.
– Успел! Для того, чтобы в будущем уехать учиться в Москву! – не скрывал личной мотивации Тёма и более того, конкретизировал свой главный и по-хорошему амбициозный мотив. – Сначала я хочу выучиться в колледже при Российской академии музыки имени Гнесиных, затем поступить на учебу в вуз и начать играть в оркестре!
– В каком оркестре, если это не тайна?
– Я мечтаю играть музыку под управлением Юрия Абрамовича Башмета!
– Крутая мечта! – не сдержал эмоций журналист. – В августе ты и твои друзья из ДЮСО Удмуртии имели возможность встретиться с маэстро в столице России.
– Да, все мы с огромным удовольствием съездили в Москву и там я постарался выложиться по максимуму, – улыбнулся Артемий, веско добавив, что твердо убежден в том, что окончательно определился с профессией. – Потому что я хочу быть музыкантом!
Приятность вкупе с ответственностью
Признаться, в течение сезона, освещая в периоде события из жизни удмуртского ДЮСО, филармонический журналист нарочито не беспокоил и не докучал с вопросами в адрес худрука оркестра. Чтобы не отвлекать от ювелирной работы и не впадать в «мелкую технику» ненужной детализации.
Прекрасно это понимая, тонкий музыкант и чуткий человек, Лев Накаряков после презентации коллектива дал развернутое интервью.
– Когда ровно год назад мне предложили возглавить творческую часть в проекте по созданию в Удмуртии Детско-юношеского симфонического оркестра, не скрою, мне было очень приятно. С одной стороны это служило подтверждением признания моих былых заслуг, но одновременно наделяло новой серьезной ответственностью. Потому что начинать любое большое дело всегда сложно, – эти слова Льва Брониславовича напоминали преамбулу к главной теме встречи. – Хотя у меня есть опыт работы и с хорами и с различными большими оркестрами, и многие нюансы и болевые точки, которые в любом случае возникают в контактах между дирижером и коллективами я, конечно, представлял. Как хорошо знал и то, что справиться с возникающими сложностями всегда можно через регулярную упорную совместную работу на репетициях, а еще через терпение, чувствование, взаимоуважение и понимание эмоциональных состояний другого человека…
Единый большой и живой организм
Покончив с этой «увертюрой», вслед за многими своими коллегами-дирижерами (к примеру, Антоном Шабуровым) маэстро Накаряков абсолютно логично прикоснулся к одному из злободневных сюжетов в системе предпрофессионального и профессионального музыкального образования в России, которая основывается на подготовке солистов, а не музыкантов для оркестров и ансамблей.
– В этой системе отечественные музыканты, без разницы дети они или взрослые, приходят в оркестры или хоры именно как сольные исполнители. Однако оркестровое музицирование в самой серьезной степени разнится с музицированием сольным. Тогда как в наших музыкальных школах детей продолжают акцентированно готовить как солистов. В ДШИ, конечно, есть свои оркестры, но в любом случае упор делается на сольное исполнительство, – подчеркивал Лев Брониславович. – И когда вдруг группа даже самых распрекрасных солистов превращается в один большой оркестр, здесь начинают действовать другие законы музыкального искусства. Исходя из этих правил, каждый артист должен подчиняться одному художественному образу, и делать многие вещи не так как тебе заблагорассудилось, не так как хочется и не так как привык раньше. И в силу того, что меня назначили художественным руководителем и главным дирижёром нового оркестра, мне пришлось разрабатывать творческие концепции каждого произведения, которые мы брали в репертуар, и я делал так, чтобы все мои подопечные играли исходя из этого замысла. В любом большом коллективе – особенно в творческом – всё необходимо делать вместе, и одним из ключевых результатов на этой стадии как раз и становится умение играть вместе. Умение думать как один большой живой организм, и ощущать себя этим единым большим и живым организмом.
Дети – творцы первой очереди
– На первых порах, в начале зимы, когда мы только-только общие оркестровые репетиции, у нас возникали немалые и вполне прогнозируемые трудности, – дирижер ДЮСО Удмуртии придерживался принципов реализма, а не лакировки реальностей. – Мне приходилось объяснять детям очень многие вещи – почему мы должны играть вместе, почему сейчас мы должны в музыке «шагать в ногу и думать в одну сторону». Конечно, я бы мог безапелляционно продвигать свою художественную концепцию: «Делайте как я сказал»! Но дети – это же, прежде всего, творцы, и потому они должны были четко понимать, почему я делаю это так, а никак не иначе. Почему моё воплощение или интерпретация художественного образа именно такие, а не другие. В соответствии с этим я и выбирал определённые технические приёмы, благодаря которым добивался необходимого мне исполнения. Повторюсь – не потому что я так хочу, и выполняйте это безоговорочно. У нас же было сотворчество, и из-за этого в приведении своих доводов я старался быть максимально убедительным. Когда я работаю с взрослыми оркестрами, то на поверхность выходят множество других деталей. Там если дирижер говорит: «Нужно делать вот так и вот так!», профессиональные музыканты не открывают дискуссию. Наоборот они мгновенно реагируют: «Хорошо, поехали вперёд!» А вот у современных детей уже другая психология. Большинство из них желает проверить то, насколько я убедительно доказываю свое творческое предложение. Очень часто они не принимают многие вещи на веру. Они хотят точно знать, почему именно так я предлагаю. Не исключено, что порой они проверяют тебя, что называется, «на слабо». Сможешь ли ты, не переходя на авторитарный режим, внятно и непосредственно объяснить свою точку зрения. И это правильно, потому что нынешние дети весьма продвинутые, своенравные и им, как говорится, палец в рот не клади. К ним на той самой «кривой козе не подъедешь». Через глобальную информационную сеть реактивно проверяют сказанное тобой, и большой парадокс состоит в том, что дети вполне могут не знать очень многого, но зато при этом остро чувствуют фальшь. И нынешним педагогам в учебных заведениях в работе с детьми надо учитывать эту особенность. «Сам пока не знаю, но фальшь от другого человека ощущаю. Поэтому убеди меня, докажи мне, что твоя трактовка имеет место быть».
В атмосфере доверия и самоуважения
– Получается, что в работе с ДЮСО вы отточили классные педагогические компетенции, – не вопрошал, а констатировал журналист.
– Вполне допускаю, потому что в работе с детским оркестром старался использовать множество различных приёмов, которые раньше я не применял – дирижер скромно попытался разбавить концентрации комплимента. – Это был целый набор творческих, психологических и социальных инструментов. Причем если поначалу на репетициях ответами на мои вопросы было в основном молчание, то затем нам удалось наладить диалог. Сыграв или послушав какое-то музыкальное произведение, я спрашивал детей: «Что вам понравилось в нашем исполнении?» «А что вам не понравилось?» «Как вы считаете, что можно и нужно исправить?» Заметьте, что у всех юных музыкантов было право голоса. Они могли преподносить свое мнение и постепенно, как мне кажется, ребята перестали чувствовать себя «маленькими человечками, от которых ничего не зависит». Скажу больше, мне очень хочется надеяться на то, что сообща нам удалось создать в оркестре такую обстановку, когда общение не переходило в панибратство, когда сохранялась дружеская атмосфера доверия и взаимоуважения. И в подобной атмосфере мы проводили репетиции. Разумеется, иногда я был вынужден прибегать к наделенному праву начальника, чтобы настаивать на том, чтобы оркестр делал определенные творческие вещи. Но в целом у меня создавалось ощущение, что в движении к общим целям между мной и детьми возникала искомая доверительная атмосфера, когда музыканты понимали значимость момента – раз надо делать, значит, надо. Это дисциплинировало детей и служило иммунитетом от наступления анархии, способной уничтожить любое благое начинание.
– Как вы считаете, укрепилась ли у ваших подопечных мотивация стать в перспективе профессиональными музыкантами?
– Мне думается, что в профессиональном определении молодежи очень многое решает возможность ощутить наглядный результат. В течение всего учебного года мы упорно шли к этому результату, и, на мой взгляд, в итоге достигли его. Этот результат виден, и его можно было буквально потрогать руками. Наш отчётный концерт 4 июля 2024 года стал официальной презентацией оркестра и состоялся на главной сцене Удмуртской филармонии, попав в календарь 67-го фестиваля искусств «На Родине П.И. Чайковского». Вот и выходит, что за короткое время мы прошли по длинной дистанции – с нуля до выступления на одном из старейших событий в музыкальной культуре России. Мне кажется, это более чем очевидный результат! А когда есть результат, то есть ощущение того, что мы можем покорить следующий эволюционный этап в развитии нашего коллектива.
Три августовских дня в Москве
Этим эволюционным этапом для ДЮСО Удмуртии и его лидера Льва Накарякова стала поездка в Москву, где с 16 по 18 августа в амфитеатре парка «Зарядье» прошел Второй международный фестиваль Детско-юношеских симфонических оркестров. О чем как раз и упоминал Артемий Полищук.
Это событие организует благотворительный фонд Юрия Башмета и юные музыканты, представляющие родину Петра Ильича Чайковского, не только сыграют в столице страны полноценный концерт, но и можно быть уверенным в том, что наладят дружеское и практически профессиональное общение с ровесниками и коллегами со всего мира.
Текст: Александр Поскребышев
другие Новости
Юные музыканты удостоились чести открыть большой праздник музыки произведениями П.И. Чайковского, классика удмуртской музыки Г.А. Корепанова, чей 100-летний юбилей отмечается в этом году, а также Ф. Шуберта, И. Брамса, С.В. Рахманинова, А. Пьяццола, Ю. Толкача и Л. Накарякова. Мы благодарим народного…
Детско-юношеский симфонический оркестр Удмуртии в процессе репетиции большой программы специально для II Фестиваля юношеских оркестров мира.
Увлекательный экскурс по солнечной столице в преддверии долгожданного фестиваля – отличный способ сделать паузу и настроится на предстоящий творческий день 16 августа в 14:00 ДЮСО УР выступит в рамках II Фестиваля юношеских оркестров мира в амфитеатре парка «Зарядье»!